Пресса

ПАМЯТИ МАСТЕРА

23.09.2016 ГАЗЕТА "НОВЫЙ ПЕТЕРБУРГ", СТАТЬИ ИЗ ГАЗЕТЫ №36 (2016)

Ушел Великий режиссер, человек, актер. В конце дождливого лета 2016 года не стало Александра Владимировича Болонина, художественного руководителя театра «Остров» на Каменноостровском проспекте. Лично мне довелось участвовать в работе этого театра с начала 2000-х годов. Это театр действительно удивлял, поражал точностью образов своих персонажей, глубиной оценки, высотой морально-нравственных ориентиров. Ни с одного спектакль, будь-то драма, комедия, или фарс зритель не уходил не впечатленным. Вместо голых жоп и дешевого смеха, так популярных нынче даже на самых больших театральных площадках, худрук Болонин предлагал зрителям серьезный анализ, закапывался в саму глубину творческих познаний, терзаний совести, глубины чувств и эмоций. Здесь всегда было, что посмотреть и о чем задуматься. Порой зрители приходили с улицы, замотанные своими проблемами, суетой, житейскими неурядицами, но театр давал настолько звонкий и точный камертон человеческих ценностей, что оставаться равнодушным было просто невозможно.

Театр «Остров» был среди разношерстной театральной афиши, как газета «Новый Петербургъ» на пестрых прилавках газетных киосков. Он не врал, не лукавил, не подстраивался под зрителя, а нес свою идею, культуру, даже тогда, когда в зрительном зале сидело всего несколько человек. Отличался твердостью устоев, требовательностью к актерскому мастерству, высокой актёрской школой, филигранной точностью образов.

Всему этому театр был обязан своем художественному руководителю и основателю Александру Владимировичу Болонину. Когда он ушел, даже и без того небольшой зрительский зал, рассчитанный на 85 мест, казалось, стал еще меньше, как-то сузилось само театральное пространство, ниже стали потолки, обняли стены. На прощании собрались самые близкие преданные друзья, актеры, зрители. Стало понятно, что ушел великий человек, замечательный автор, истинный творец, созидатель. Одному богу известно, сколько усилий стоило ему создать эту независимую художественную площадку, организовать свой театр. Непонятно, какими усилиями держался на плаву этот островок чистой культуры, ведь у театра не было никакого бюджетного финансирования, актеры служат здесь фактически бесплатно, ради искусства.

Наверняка Александр Болонин могу выбрать иной более простой и перспективный путь, пристроится на теплое местечко и не разрывать каждый раз и без того натруженный нерв сильнейшими театральными постановками. Но он выбрал свою тропу, расставив для себя приоритет в том порядке который был для него наиболее важен. И я, и многие другие кто работал в театре или приходил на спектакли, скорбя вместе с родными и близкими, понимают и ценят, что имели возможность прикоснуться к свету этого великого Мастера, который еще долго будет освещать творческий путь всех тех, кто был и останется в «Острове» на острове Болонина. Светлая память.

Денис УСОВ


ОБ АЛЕКСАНДРЕ ВЛАДИМИРОВИЧЕ БОЛОНИНЕ ВСПОМИНАЮТ ДРУЗЬЯ И КОЛЛЕГИ, АКТЕРЫ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА «ОСТРОВ».

Константин Бутаев, актер, режиссер, каскадер: «С уходом Александра Владимировича Болонина – ушла целая эпоха истинно Русского творца, не способного идти на компромиссы, когда речь идёт об искусстве, нравственности, или морали. Выросший на театральных подмостках, он с детства вобрал в себя незыблемые законы сцены и человеческих отношений. Ведь театр – это мир в кристалле. Здесь, как нигде обнаруживаются все перипетии человеческих отношений, характеров, амбиций. И такие качества, как вера, надежда, любовь и верность, в маленьком Александре, были заложены ещё тогда, в детстве, когда он, приходя в театр с матерью – актрисой, открывал для себя этот удивительный и таинственный мир человеческих отношений, борьбы добра и зла, стремление к прекрасному, разумному, доброму, вечному. Это, в результате, он и пронёс через всю свою жизнь. И каждый спектакль, поставленный им, — воплощение всех этих пафосных слов. Только они, в силу его природного такта, культуры и тончайшего понимания сути человеческой природы – не были пафосными, а всегда звучали и продолжают звучать сегодня, как необходимость, органично и красиво, каким, по сути, всегда был и остаётся в наших сердцах, Александр Владимирович Болонин. Дорогой Саша, вечная тебе память. Ты всегда был моим настоящим, верным и надёжным другом, таким и останешься навсегда. Пусть земля тебе будет пухом».

Владимир Миронов и Дарьи Камушер, актеры: «Нам трудно сегодня до конца осознать эту утрату. Из жизни, ушёл человек, которой был нам очень дорог! Александр Владимирович был человеком большой души, тонко чувствующим, понимающим и в жизни, и в работе с актерами, настоящим петербургским интеллигентом. Мы бесконечно благодарны за его работу с нами, за его режиссёрские находки, которые помогли нам наполнить наши роли жизнью и смыслом, а также за возможность репетировать и выпустить на сцене театра свои спектакли. Спасибо ему за всё! Александр Владимирович навсегда останется в наших сердцах и в нашей памяти!»

Рассоховатский Алексей, актер, режиссер: «Достойно уважения то, что, создав театр, он удерживал его на плаву. Какими силами — не знаю. Это трудно, не имея подпитки и каких-либо дотаций. Как правило, артиста не интересуют трудности режиссера и какими усилиями держится театр. К сожалению… Но этот режиссер шел своим путём, не обращая внимания ни на что. До конца. Это достойно уважения».

Виталий Растопчинов, актер: «Я потерял очень близкого человека, который дал мне путевку в театр, если так, можно сказать. Я, конечно, актер «Аквариума», но Болонин — это человек который привел меня в профессию, и научил меня как с ней жить».

Денис Саков, актер театра, ведущий: «Забудьте всё, чему вас учили, — такими словами обычно встречают при поступлении на какую-нибудь трудовую специальность будущего рабочего. Но именно с ними меня встретил Александр Владимирович у порога театра «остров». Не могу сказать, что я послушался его, потому как заповеди своих мастеров чтил, чту и буду чтит. Но безусловно большую часть мастерства актёра переосмыслил именно на подмостках театра «Остров» благодаря Александру Владимировичу. Я приглянулся ему сразу. Почему приглянулся? Потому что на протяжении девятилетней, совместной творческой жизни, я видел, как Александр Владимирович присматривается к актёрам на их способность работать, трудиться на отдачу прежде всего! При «высадке на Остров», всем без исключения говорил: «Служить в нашем театре тяжело! Я не плачу Больших гонораров. Подумайте, прежде, чем согласиться!» Он был прав. Тяжело! Но взамен получаешь нечто большее, то, что не оценить в денежном эквиваленте: творческий опыт, любовь зрителей, понимание жизни! Эти девять лет в театре для меня пролетели стрелой, осталось лишь ощущение, ощущение, что «Остров» навсегда останется «Островом Болонина», а мы его аборигенами».
Made on
Tilda