О последней любви А.П. Чехова
Как солнце в вечерний час
Чехов и Книппер. Письма …
Такое свойство у письма –
По строчкам, что скупы весьма,
Судить о многом.
Том писем собран : Он, Она.
Но ткань письма разделена
Глухим порогом.
“Поторопи , мой друг, стило,
Чтоб чайку ввысь несло крыло
Неотвратимо !
Цветы, поклонники, боа …
Ах, как кружится голова
Под слоем грима ! ”
На Белой даче свечки блик
Глаза печальные застиг
Над стоном писем:
“Не греет дома даже печь.
От ожиданья редких встреч
Я так зависим !
Когда ты, жёнушка моя,
Мои обрадуешь края
Звоночком смеха ?
И солнцем в предвечерний час,
Надеюсь, что блеснёт не раз
Твой бледный Чехов.”
Ей люб театра шумный быт.
“Мой милый, не держи обид
На Мельпомену !
А лучше, не щадя души,
Ты пьесу новую пиши.
А я - на сцену ! “
Проймёт до сердца сквозняком
От фразы, павшей, словно ком,
С горы к низовью.
Но здравым смыслам вопреки
Всё то, чем двое далеки,
Зовут любовью.
Филиппова (Дружбинская) Наталья Украина
Спектакль «Как солнце в вечерний час» дань глубочайшего уважения и восхищения любимым писателем, драматургом.
Спектакль "Как солнце в вечерний час" автор спектакля - засл. деят искусств России А. Болонин, художник - нар. худ. России В. Светозаров. роли исполняют: Ольга - засл. арт. РФ Т. Исаева, Антон - засл. деят искусств А. Болонин.
Действие спектакля переносит нас в события 20-х годов прошлого века и последних лет жизни Антона Павловича (1902 – 1904 г.г.). Его вдова Ольга Леонардовна Книппер-Чехова (Ольга)– актриса московского художественного театра, живет памятью о любимом муже (Антоне). Он для неё всегда живой. Память возвращает её, из Москвы 20 годов, в Крым, в события двадцатилетней давности, когда Антон Павлович Чехов (Антон), больной неизлечимой болезнью жил в Ялте, а она – в Москве, рвалась к нему, но не могла бросить театр. Реальностью становятся их письма, полные любви и надежды, сомнений и тревоги…
Автор и режиссёр-постановщик - з. д. и. РФ А.Болонин
Художник - нар. худ. РФ, лауреат Гос. премии В.И. Светозаров
Музыка русских композиторов
Актеры:
Антон - з. д. и. РФ А.Болонин
Ольга - з.а Т. Исаева
"Ты спрашиваешь: что такое жизнь?
Это все равно, что спросить: что такое
морковка? Морковка есть морковка,
и больше ничего неизвестно."
А.П.Чехов
20.04.1904 г.Ялта
Это спектакль по письмам и дневникам А.П.Чехова и О.Л.Книппер-Чеховой.
Со дня ухода из жизни Антона прошло двадцать дет (Антон Павлович умер в 1904 году). С этим не может смириться Ольга, для нее Антон жив, всегда с ней рядом.
За их недолгую совместную жизнь они большую часть прожили врозь, Антон, по настоянию врачей и из-за неизлечимой болезни, в Ялте; а Ольга в Москве, беззаветно отдаваясь Художественному театру, чеховскому театру.
Жизнь предложила Ольге выбор между театром и любимым человеком.
Трагической виной считает она свое решение.
Спектакль поставил режиссер з. д. и. Ал.Болонин, художник Вл.Светозаров.
В спектакле заняты артисты: Тамара Исаева и з. д. и. Александр Болонин.
"Тот пуст, в ком нет любви нисколько.
Любовь ярка, как солнца свет.
Лазурно небо днем, но только
Закат настал - как мир ослеп."
В.Гюго
"Верь в великую силу любви!..
Свято верь в ее крест побеждающий,
В ее свет лучезарный, спасающий
Мир, погрязший в крови...
Верь в великую силу любви!.."
С.Надсон
"От Чехова до наших дней":
А по большому счету булгаковское, набоковское, володинское в этом театре восходит к чеховскому.
Правда, не с Чехова тут начинали. Наоборот, к нему пришли после изрядной подготовки. И опять - обратились не к драматургии, а инсценировали прозу, даже не художественную прозу, а эпистолярию - письма. На основе переписки Чехова и Ольги Книппер (а также дневников актрисы) постановщик Александр Болонин сконструировал опять же не "одноместный трамвай", а сразу "вокзал для двоих" и дал новую убедительную декларацию "ОСТРОВА".
Спектакль назван словами из дневника героини: "...Как солнце в вечерний час...".
Тут схвачено настроение происходящего.
Ольга Книппер (Тамара Исаева) в одиночестве перечитывает письма Чехова, адресованные ей. Прошло два десятка лет после кончины писателя. Вновь - двадцать лет спустя...
Она погружена в раздумья, медленно перебирает конверты, какие-то вскрывает, вчитывается... Потихоньку за ее спиной сквозь батистовую занавеску проступают контуры героя ее воспоминаний. А вот он и сам медленно усаживается за свой столик с бережно сохраненными там письменными принадлежностями - и всплывают контуры минувшего.
Настала последняя пора жизни Чехова. Он - в Ялте, Ольга Книппер - в Московском Художественном театре, где идут репетиции "Вишневого сада". Выстраивается сложная система общения. Во-первых, каждый беседует наедине с собой, погруженный в собственные мысли. Во-вторых, идет переписка из двух углов, - фразы из одного письма подхвачены признаниями другого: перекликаются, скрещиваются, отталкиваются... Перекличка любящих сердец словно бы сама собой выстраивается в пронзительную драматургию: диалог вспыхивает, затухает, возвращает напряженность... И наконец, попутно, уже чисто актерскими средствами, признаниям сопутствует доверительное общение с залом, интимная простота интонаций, искренность чувств увлекают зрителей, а рядом с интимностью - подкупающая трезвость взгляда на жизнь. Необыкновенный диалог обрывается, уходит за занавес, в прошлое, а зал, захваченный сопереживанием, еще долго не отпускает актеров со сцены.
Чеховский лаконизм многое объясняет в увиденном на "ОСТРОВЕ".
Д.И. Золотницкий - доктор искусствоведения